ГОРОД-САД ХАНЧЖОУ
Именно так – Международным городом-садом – назван решением ЮНЕСКО этот замечательный город, который был третьим, после Шанхая и Сучжоу, в нашем майском турне по предолимпийскому Китаю. Из Сучжоу тот же местный гид и тот же туристский автобус везут нас на юг, чтобы сдать нас «из рук в руки» гиду Ханчжоу. Не хватает только эстафетной палочки. В пути, как обычно, наш гид Тоня Гуц рассказывает нам о городе столько интересного, что мы с нетерпением ждём встречи с ещё одной жемчужиной удивительной страны.
Древний город Ханчжоу – один из семи стольных городов древнего Китая, один из культурно-исторических центров Китая, столица провинции Чжэцзян. История его уходит глубоко в тысячелетия. В окрестностях города найдены свидетельства древней китайской культуры, возраст которой – 4700 лет! В конце III века до новой эры, то есть более 2200 лет назад, здесь был основан уезд. Древнее название города Цяньтан, имя Ханчжоу он получил в 589 году. В первой половине X века, в «эпоху пяти династий», и затем в XII-XIII веках, в период династии Южная Сун, город был столицей Китая, пленяя императоров красотой озера Сиху. В те времена он был самым крупным городом. Именно в XIII веке легендарный путешественник Марко Поло назвал Ханчжоу «самым красивым и великолепным местом в мире».

Город расположен в 180 км юго-западнее Шанхая, в устье реки Цяньтанцзян. Здесь кончается Великий китайский канал, ещё в VII веке соединивший Ханчжоу с Пекином. Именно каналу город обязан своим быстрым развитием уже в те времена.
Целое тысячелетие город – в числе самых известных и процветающих в Китае, один из центров шёлковой промышленности, джутового производства, обработки чая, ткачества, использования бамбука. Здесь - благодатный тропический климат, среднегодовая температура +16 градусов. Обилие воды. Поэтому в регионе выращивают лучшие сорта чая и риса, произрастает тутовое дерево - корм для личинок шелкопряда.
Исключительные природные условия привлекали в Ханчжоу во все времена не только поэтов и художников, но и богатую знать. Он был местом, где строили себе резиденции для отдыха многие деятели, да и ныне приезжают отдыхать высокопоставленные лица страны и привозят иностранных высоких гостей. Не случайно на окраине Ханчжоу, где две реки впадают в озеро Цяндао, в переводе – «Озеро тысячи островов», создана государственная курортная зона. Под дном озера обнаружены древние города, многие сооружения которых хорошо сохранились.
Ныне в Большом Ханчжоу проживает 7 миллионов человек. Он в числе самых динамично развивающихся университетских городов страны, центров современной промышленности. К примеру, в черте города находится целый район новейших высоких технологий, где сконцентрированы научные и производственные предприятия биотехнологии, информационных систем и другие. В то же время, Ханчжоу по-прежнему славится и своими шёлковыми тканями, и чаем, и изделиями из бамбука, и бумагой.
Отличная комфортабельная гостиница, похоже – здесь уже в мае всё готово к приёму гостей Олимпиады. Наша программа так насыщена, что, едва расположившись, едем в парк Хуаган и в знаменитый монастырь Линъиньсы, основанный индийским монахом ещё в 326 году. Монастырь входит в десятку самых важных буддийских монастырей. На пике своего расцвета в Х веке он имел девять многоэтажных зданий, 18 павильонов, более 1300 келий. Тогда здесь проживало около трёх тысяч монахов. Однако обитель 16 раз подвергалась разрушению и разграблению.

В годы «культурной революции» лишь личное вмешательство Чжоу Эньлая спасло монастырь.
Здесь - Храм прибежища Души, известный статуей Улыбающегося Будды. На отвесных скалах выступа горы Фэйлай, примыкающего к парку, и на стенах пещер в скалах вырублено свыше 400 скульптурных изображений Будды.


На горном склоне – павильоны в три яруса, один выше другого. В каждом из них – свои, различные скульптуры Будды и телохранителей. Главный павильон монастыря – Зал Махарива - высотой более 30 метров.

Внутри – 24-метровая статуя Будды из 24 деталей камфорного дерева в окружении божеств и телохранителей. Эта статуя, завершённая в 1956 году, - самое крупное в Китае изваяние Будды из дерева. За статуей – ещё 150 его скульптурных изображений, каждое соответствует своему эпизоду жизни Будды. Вдоль боковых стен, как положено – телохранители Будды.

Здесь же – огромный павильон Пантеона, в котором, наряду с несколькими скульптурами Будды, ещё и 500 скульптур «лоханей» - различных деятелей Китая.

Монахи монастыря – в одеждах горчичного цвета и того же цвета обуви.
Должен оговориться: в статьях, на сайтах, в буклетах туристических фирм на русском - множество разночтений в транскрипциях названий китайских храмов, монастырей, парков и прочих «объектов местного значения». Подчас встречаешь буквально в каждом названии отличие в какой-то букве. Автор, естественно, старался, по словам Б. Пастернака, «дойти до сути», но для этого надо быть лингвистом и китаеведом в одном лице. Так что, читатель, не взыщи.
Примыкающий к монастырю огромный парк, чистый и ухоженный несмотря на большое количество людей, местных и туристов, - настоящий дендрарий различных деревьев, кустарников, цветов. Интересные беседки, павильоны, в прудах – фантастические рыбки. За невысоким заборчиком – диковинный павлин-альбинос, какого редко встретишь даже в лучших зоопарках мира.
Ещё в парке, на свободных участках по склонам холмов - небольшие каскады чайных плантаций, а чуть отъехав, видим их на любом участке, не занятом лесом. Холмы всё выше и круче, и вот уже живописным ущельем, склоны которого если не лес, то плантации-террасы, едем в Центр чая, где нас знакомят с различными сортами элитного китайского чая, выращиваемыми в благодатном крае, как нельзя лучше подходящем для этого. Центр – из нескольких скромных домиков с внутренним двором.
Здесь и свой музей чая, где можно узнать всё о сортах чая, о его выращивании и сборе, обозреть коллекцию чайников и чашек, познакомиться с китайским ритуалом чаепития. Здесь же - небольшие залы, каждый на группу слушателей, вроде нашей. Всё чисто, аккуратно, как и в других китайских офисах.
Нас угощают чаем, наливая в маленькие чашечки по-особому: с высоты, то поднимая, то опуская чайник с заранее заваренным чаем, но не очень горячим. При этом чай в пиалах бурлит, как при кипении. У китайцев – ритуал на любую чайную операцию, от заварки и наливания до питья. Самый лучший из местных сортов – зелёный чай « Лунцзин», в переводе чаще - «Колодец дракона», но мне больше нравится перевод «Драконовый родник», который встречаешь в интернете. Этому сорту уже 1200 лет. Кстати, и местечко поблизости называется «Колодец дракона». К чему только не имеет отношения в Китае это мифическое существо - дракон. Чай, зелёный и чёрный, с жасмином и другими добавками не так уж дёшев, но многие из группы покупают этот натуральный продукт.
Но не только чаю уделяется здесь особое внимание. Провозглашённый «курс на высокопроизводительное и высокоэффективное сельское хозяйство», частичная приватизация, развитие частной инициативы дают свои плоды. Бамбук, племенной скот, рыбопродукты, тутовый шелкопряд, фрукты, чай, мёд, грибы, цветы - лишь часть предусмотренного этой программой к увеличению производства. И программа выполняется успешно.
В сельском хозяйстве, как и в лёгкой промышленности, успехи в большой степени связаны с бурным развитием частного сектора, чему в последние годы власти способствуют. Быстро растёт число семейных предприятий, как и частных с привлечением наёмных работников. Развивается система кредитования. Всё это положительно сказывается на росте занятости, на общем жизненном уровне людей. А нам, туристам, нетрудно было в этом убедиться по насыщенным товарами магазинам, по большому числу покупателей, по массе местных жителей в музеях, парках, монастырях, театрах. Конечно, мы видели и рикш, и нищих, и лачуги, но общая тенденция подъёма в Китае видна невооружённым глазом.
На следующее утро после завтрака едем на озеро Сиху, в переводе – Западное озеро. По пути осматриваем знаменитую 60-метровую 13-ярусную Пагоду шести гармоний – Люхэта, построенную в 970 году недалеко от реки Цяньтань для защиты города от наводнений, вызываемых приливной волной на этой реке. Считалось, что она усмиряет драконов – повелителей водной стихии. Пагода служила, помимо прочего, ещё и маяком для речных судов.

В замечательном парке по пути – интересные статуи, карликовые деревья, замысловато постриженные кусты и деревья, какие-то особые цветы.

И вот мы у озера Сиху, поражающего воображение красотой своих холмистых берегов, островов, пагод, как бы расставленных на величественных лесистых холмах по берегам озера. В течение веков здесь строились мосты, плотины, заводи; две дамбы разделили озеро на части. Проводились большие работы по благоустройству и поддержанию экологии этой природной жемчужины. Кстати, по легенде, озеро образовалось после того, как здесь рассыпали жемчуг Феникс и Дракон. Для художников и фотографов, специалистов и любителей, вокруг озера насчитывается свыше ста знаменитых пейзажных объектов. Поэтические названия многих из них не случайно связаны с луной, например – «Осенняя луна над озером»: в ясные лунные ночи совершенно фантастичны отражения гор в водном зеркале озера.

Прогулка по озеру на кораблике доставила нам удовольствие и отдых. Так хотелось высадиться на завораживающих островках озера, где интригующе просматриваются за деревьями и кустами какие-то сочно окрашенные и, очевидно, уютные домики. У одного из островов на воде, на подмостках с беседкой, часто показывают театральные спектакли, даже китайские оперы. Можно себе представить, как выглядят артисты в ярких китайских костюмах на фоне этого сказочного островка и как звучит мягкая китайская музыка под лёгкий плеск о лодку волн спокойного озера.
Нам не довелось, но счастливчики рассказывают, как приятно в местных ресторанах у воды отведать рыбу из этого озера, креветок, жаренных с чаем «лунцзин», тушёного мяса по особому, только здешнему рецепту.
По пути на обед заезжаем в фармацевтическое предприятие. И здесь нас, по традиции, поили чаем и демонстрировали свою продукцию: очень эффективные мази, применяемые при ранах и ожогах; пластыри, аналогичные известным нам перцовым; жидкости для массажей. Всё это – на основе натуральных препаратов - как раз то, в чём особо сильна китайская медицина. Демонстрируя действие мазей, хозяева прижигали себе руку горящей свечой, покрывали мазью – и тут же снимались и боль, и след ожога. Несмотря на относительно высокую стоимость, многие из нас приобрели эти эффективные восточные средства.
По дороге к гостинице стараемся запечатлеть в памяти этот замечательный город-сад. Напомню, что он так и назван ЮНЕСКО - «Международным городом-садом», ему присуждена этой организацией специальная премия. Кроме того, Ханчжоу включён ЮНЕСКО в число «городов, наиболее благоприятных для жизни людей».

После вкусного обеда едем на аэродром Ханчжоу. Здание аэропорта хотя и, естественно, меньше шанхайского по объёму, но столь же современное и идеально чистое. Нам предстоит внутренний рейс Ханчжоу – Шэньчжэнь, город-мегаполис на границе со «специальным административным районом Китая», который официально теперь называется Сянган, а весь мир по старой памяти именует Гонконгом.
Глядя в иллюминатор самолёта на утопающий в зелени Ханчжоу, лишний раз убеждаемся: это, действительно, город-сад, а озеро Сиху и в самом деле, отблескивая на солнце, напоминало жемчуг.
Михаил Ринский (972) (0)3-6161361 (972) (0)54-5529955
mikhael_33@012.net.il
Фото – автора и Давида Левитануса