
Михаил Ринский
СУЧЖОУ – КИТАЙСКАЯ ВЕНЕЦИЯ
Шанхай, первым гостеприимно принявший нас в турне по Китаю, оставил глубокое впечатление как один из величайших мегаполисов мира, сочетающий своеобразие Китая с ультрасовременными качествами Запада. И приятно удивил безупречностью туристского сервиса. Будет ли так же интересно и комфортно в загадочной китайской «глубинке»?
Сразу после завтрака садимся в тот же автобус, который возил нас по Шанхаю. Вещи наши, выставленные перед завтраком в коридор, уложены носильщиками в автобус. В сопровождении того же китайского гида покидаем мегаполис и по идеальной автостраде едем в Сучжоу провинции Цзянсу, расположенный километрах в ста к западу от Шанхая. Так же идеально подстриженные кусты и деревья вдоль всей трассы, цветы в приближении к городкам и посёлкам, автозаправкам и кафе. В пригородных зонах как Шанхая, так и Сучжоу - большое количество красивых двух-, трёх- , а то и четырёхэтажных коттеджей, судя по всему – дачных. Многие по совокупности размеров и архитектурных качеств вполне могли бы конкурировать с элитными дачами подмосковного модного Новорижского шоссе, а сочной палитрой красок фасадов, пожалуй, интересней. Очевидно, участки в Китае выделяются небольшие, поэтому коттеджи в пригородных зонах подчас - почти вплотную друг к другу.

В сельской местности часто можно видеть посёлки с однотипными коттеджами и сарайчиками при них, скорее всего – коллективные хозяйства. В других случаях – чётко отделённые кустарником квадраты полей или огородов с отдельно стоящими домами при каждом из участков. Возможно, причина разницы в том, чем занимаются хозяйства, какие возделывают культуры.
На равнине, в дельте великой Янцзы, по которой мы едем, воды вдоволь. Много рисовых заливных участков, много садов, огородов. Целые поля парников под плёнкой. Здесь достаточно тепло, к примеру, для бананов. Много естественных озёр и прудов, где выращивают не только рыбу, но и раков, и креветок – прибыльную статью китайского экспорта, да и у нас, туристов, на обеденном столе креветки были не однажды. Китайцы их запекают как-то особо, очень вкусно!
Наверное, и в социалистическом Китае, как «когда-то» в СССР, на селе есть «передовые» и «отстающие», но здесь по состоянию сельских домов и других построек, как на Руси, не определить: всё аккуратно, никаких запущенных развалин. Впрочем, и китайской деревни в большой степени коснулись рыночные перемены. Тем более – вблизи крупных городов село всегда зажиточнее. И здесь – сочные краски фасадов. В дельте Янцзы – очень большая плотность населения, и буквально каждый квадратный метр земли если не застроен, то возделан, причём такие ухоженные поля и огороды не везде увидишь даже в Европе.
В пути наш экскурсовод Тоня рассказывает о замечательном городе, в который мы едем. Расположенный у озера Тайху, в благодатной климатической зоне, Сучжоу процветал ещё в древние времена. Он был заложен по приказу князя царства « «У» в 514 году до новой эры, то есть городу – две с половиной тысячи лет! Через Сучжоу проходит Великий китайский канал и, кроме того, параллельно улочкам вдоль и поперёк Старого города расположено много речных проточных каналов, построенных ещё в древние времена для предотвращения наводнений. Общая длина каналов – 35 километров. Многие старые дома с черепичными крышами здесь выходят одной стороной к улице, другой – к каналу, и не случайно старый Сучжоу сравнивают с Венецией: когда-то местные жители широко использовали джонки для передвижения и доставки товаров. Теперь на них, чаще на моторных, катают туристов. По преданиям, в городе было несколько сот мостов, большей частью деревянных. Они сгнили, остались каменные. В новой, современной части города – многоярусные развязки. Власти разработали проект реконструкции старого города, предусматривающий ремонт каналов, снос ветхих домов и строительство современных отелей.
Проезжаем центр старого города. Вдоль оживлённой улицы – малоэтажные дома со сплошным рядом магазинчиков, как в среднем израильском городке. Движение – напряжённое. Много мотоциклов, велосипедов. И велорикши – тоже! Удивительно потому, что на улицах – много такси, и проезд в них стоит совсем не дорого. Но вот, в боковой улочке, - целая стоянка велорикш! Нас это удивляет. Замечательно, что китайцам удалось так бережно сохранить старый город с его домиками и каналами, садами-усадьбами и пагодами, и даже с велорикшами - сохранить рядом с современным новым городом, с его многоэтажными кварталами, небоскрёбами, предприятиями хай-тека.

Сучжоу нас встречает не менее гостеприимно, чем мегаполис. Гостиница, недавно построенная к Олимпиаде-2008, комфортом не уступает шанхайской. Новые корпуса гостиничного комплекса продолжают строиться. У подъезда - радушно улыбающийся швейцар, подтянутый полицейский. Носильщики доставляют вещи в номера. Наш шанхайский гид передаёт группу, как эстафету, местному, который уже ожидает нас. За полтора-два часа пути из Шанхая по отличному шоссе мы вовсе не устали. Разместив вещи в номерах, приняв душ и переодевшись, спустились и вестибюль. Автобус нас уже ждёт, и мы едем к пристани – нам предстоит небольшой круиз по каналам «китайской Венеции».
Великий китайский канал, наряду с Великой китайской стеной, - одно из чудес этой страны. Самый длинный в мире, длиной 2 тысячи километров, он был построен в 7-м веке новой эры, причём на строительстве работало пять миллионов человек. Сейчас канал функционирует лишь частично, планируется его восстановление. К пристани проходим через арку в древней городской стене, часть которой сохранена.
У стены – величественная статуя одного из древних губернаторов и военачальников, в своё время отстоявшего город, на фоне огромного каменного панно с историческими сценами. Напротив пристани, на том берегу, в противовес экзотике нашего берега, - группа пятиэтажек, напоминающих российские «хрущёвки», но они куда ухоженней. Обращаем внимание, что на крышах – зеркала и бойлеры горячей воды, а на стенах – кондиционеры: можно судить об уровне жизни.
Мы размещаемся на нескольких моторных джонках. Сначала плывём по широкому главному руслу канала, любуясь экзотикой берегов, пагодами, домиками, беседками в национальном китайском стиле. И вот наши джонки сворачивают в узкие городские каналы, по обе стороны которых, вплотную к воде – старые простые домики, из дверей которых со стороны канала путь – только в джонку. Местами каналы столь узкие, что порой двум встречным джонкам не разминуться, и они вежливо пропускают друг друга. Одноэтажная Венеция. Редкие мостики переброшены через канал, некоторые из них – это фактически балконы тех же домишек. Экзотика! Но не венецианская, другая: экзотика бедности…
Полные впечатлений, едем на обед. И в Сучжоу в ресторане, как и в Шанхае, те же круглые столы с вертящимися стеклянными кругами в центре, примерно то же меню разнообразных блюд. В общем, в смысле сервиса нашего бытия периферия не уступает.
Впрочем, возможно, это «равенство» только для тех городов и гостиниц, которым посчастливилось быть предназначенными для иностранных туристов.
В благодатном по климату Сучжоу по сравнению с Шанхаем дышится куда вольней, тем более - обилие воды, зелени, цветов… Поражает разнообразие флоры, но всё-таки у китайцев есть и свои любимцы: сосна - символ благородства, бамбук – символ моральной чистоты, слива – символ стойкости. И ещё – культ карликовых деревьев самых разных пород.
Издревле Сучжоу славится своими парками, садами, в том числе частными садами императорских чиновников, закладывавшимися начиная ещё с 4-го века. При династиях Мин и Цин, с 14-го вплоть до конца 19 века, город был самым привлекательным для китайской знати местом: в период наивысшего расцвета Сучжоу здесь было до 300 садово-парковых ансамблей вельмож, различных по площади: от 2 тысяч до 50 тысяч квадратных метров. Сейчас сохранилось до 70-ти таких усадеб; часть из них, в том числе в центральной части старого города, - под охраной ЮНЕСКО.
Мы побывали в одном из садов, когда-то принадлежавшем императорскому чиновнику, который, удалившись от дел, создал это чудо для того, чтобы в тиши, в этом райском уголке, предаваться миросозерцанию. Многие из таких «пенсионеров» занимались поэзией, живописью – кто чем.

Живописная территория с прудом, вокруг которого - деревянные дома - павильоны с небольшими двориками между ними. Экзотические деревья и растения, традиционные для китайских садов и парков карликовые деревья, нагромождения камней. Рядом с городом нет гор, нет каменоломен, а причудливые каменные горки и гроты, так красиво украшающие сады и парки Сучжоу, - из выветрившихся за века каменных глыб, которые собирали в окрестностях города и искусно обрабатывали. Ряды экзотических карликовых деревьев в керамических вазонах.

Кувшинки и рыбки в пруду. Ручеёк с водопадом, стекающий в пруд. С четырёх его сторон - личные покои сановника, его семьи. За этими домами - помещения для наложниц, приближённой прислуги, кухня, туалетная комната… Всё это – отдельные деревянные домики с характерными китайскими черепичными крышами, с охраняющими драконами на коньках крыш.

В отделке деревянных павильонов - окон, дверей, порталов над дверьми, решёток - филигранная резьба по дереву. Такая же резная мебель, над изготовлением которой трудились многие месяцы талантливые мастера. В холодное время года в окна вставлялись рамы, затянутые шёлковой тканью. Вся территория в целом – как бы единое произведение искусства, историческая реликвия народа, настоящий музей. Как хорошо сказал лучший фотограф нашей группы Давид Левитанус, «завернуть бы всю эту красоту да взять с собой».
Мы побывали в парке на Горе тигра - одном из самых красивых и исторически интересных мест города. В 496 году до новой эры здесь было произведено захоронение императора, и три дня гробницу охранял белый тигр – отсюда название горы. По обычаю, после смерти императоров вместе с ним должны были уйти из жизни все его жёны, десятки наложниц- дочерей высших чиновников, приближённые, слуги. Вот и здесь состоялось такое захоронение, и после церемонии на небольшой площади была убита тысяча человек, присутствовавших и участвовавших в захоронении. Позднее, в 961 году новой эры, на вершине горы была воздвигнута величественная пагода. В 17 веке она накренилась, попытки выровнять её положение к успеху не привели, но наклон приостановлен, и сейчас отклонение вершины пагоды – 2,14 метра. Пагоду сравнивают с Пизанской башней. На Горе тигра – прекрасный большой парк с экзотическими обрывами, аллеями, беседками. Здесь – много отдыхающих горожан и туристов.
В своё время Великий китайский канал стал одним из факторов превращения Сучжоу в один из самых бурно развивающихся и процветающих городов Китая. В 15-м веке, в период своего расцвета, Сучжоу был крупнейшим производителем шёлка в мире. Но и ныне в этом городе ткут эти бесценные ткани. Мы побывали на фабрике производства шёлка и наблюдали всю последовательность этого интересного процесса. Не будучи специалистом, опишу основные его принципы и заранее прошу простить возможные пробелы и ошибки. Каждая гусеница шелкопряда «сжирает» в период своего роста до 20 килограммов листьев тутового дерева. В процессе этого она обвивает себя тончайшей нитью длиной от 800 до 1500 метров, образуя кокон. Чтобы эту, едва видимую шёлковую нить распустить, приходится буквально варить коконы в кипящей воде и одновременно с этим сматывать нить на бобину. Затем производится сортировка нитей с перемоткой на большие бобины, и нити идут на производство тканей, вышивок и другое в зависимости от их качества и толщины. Все эти процессы на фабрике механизированы.
Мы видели производство тёплых одеял: сто нетканых полотен из отбракованных нитей укладываются друг на друга и затем – в наперник. Такое одеяло (из ста полотен!) весит всего один килограмм! При фабрике – большой магазин, скорее – центр продажи изделий из шёлка – любых, начиная от тончайшего женского белья и мужских галстуков и кончая блузками, сорочками и куртками из шёлка .Те же одеяла предлагаются нескольких сортов с наперниками из различных материалов. . Сотни видов товаров, относительно недорогих для западного туриста.
В городе действует Институт шёлковой вышивки и музей. Здесь создаются, экспонируются и продаются выдающиеся произведения, на создание каждого из которых порой уходят многие месяцы кропотливой, терпеливой, более тонкой, чем ювелирная, работы. Портреты Мао Цзедуна, принцессы Дианы как будто выполнены кистью выдающихся художников: тончайшие цветовые переходы, выразительные лица и глаза. Тонко переданы красота и обаяние принцессы. Но портретные вышивки – не главное направление творчества: основное – традиционные китайские сюжеты: растения, горы, сказочные животные и птицы, драконы…
Особенно ценны двусторонние вышивки на тончайшей прозрачной шёлковой ткани, когда картина одинаково смотрится с любой из двух сторон, зеркальных друг к другу. И даже с лупой в руках не найдёте где-либо ни узелков, ни концов нитей. На вышивку маленькой двусторонней картинки уходит в среднем три месяца. Для того чтобы месяц за месяцем, сидя на одном месте, делать простой иголкой микроскопические стежки, нужно обладать действительно китайским терпением. А именно простыми иглами кропотливо создаются здесь шедевры.
Шёлковое полотно картин-вышивок обычно в деревянных рамах различной формы, часто резных и инкрустированных. Искусно выполненные резные деревянные ширмы с вставленными в них шёлковыми картинами-вышивками – настоящие произведения, высоко оцениваемые на мировом рынке.
Все девушки в городе Сучжоу умеют вышивать шелком. Но лишь единицы из них работают в известном на весь Китай институте. Работать здесь - большая честь для каждой, и вышивальщицы проходят жёсткий конкурс. Девушка должна уметь рисовать, обладать превосходным вкусом, чувством цвета, знать китайское мировое искусство, уметь делать много других, чисто профессиональных вещей. Некоторые мастерицы – с высшим художественным образованием, но и после института требуются годы для освоения таинств мастерства.
Зато многие из картин, иначе их и не назовешь, расходятся по частным коллекциям известнейших людей планеты Земля, вплоть до королевских семей. Труд авторов таких картин оценивается высоко, но рядовые вышивальщицы получают весьма скромное вознаграждение за свою нелёгкую работу…
В развитии ремёсел, торговли и промышленных производств Сучжоу утратил первенство в регионе лишь с бурным ростом Шанхая в 19 – 20 веках. Но промышленность новой части города и созданного в последние годы Индустриального парка китайско-сингапурского сотрудничества – на столь высоком современном уровне, что 7-миллионный Сучжоу занимает в Китае пятое место по валовому продукту на душу населения. Одна из главных отраслей промышленности - фармацевтическая. Каждый год здесь проводятся международные выставки и конференции по проблемам этой и смежных отраслей. Вот и в ноябре этого года съедутся учёные и бизнесмены в областях фармацевтики, химии, биотехнологии. В городе органично соседствуют древняя история, красота сохраняемой природы и современность.
Мы с сожалением покидали сказочный Сучжоу, где венецианские каналы и сложные многоярусные развязки, древние реликвии и современные небоскрёбы, тончайшее народное искусство и хайтек удачно сочетаются и дополняют друг друга.
Михаил Ринский (972) (0)3-6161361 (972) (0)54-5529955
Фото автора и Давида Левитануса.
mikhael_33@012.net.il
rinmik@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий