понедельник, 4 мая 2009 г.

ГУЙЛИНЬ - КРАЙ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПЕЙЗАЖЕЙ


Михаил Ринский

ГУЙЛИНЬ – КРАЙ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПЕЙЗАЖЕЙ
Во второй половине восьмого дня нашего китайского турне автобус доставляет нас в необъятный по размерам аэропорт Гонконга. Прощаемся с традиционно, по-китайски улыбчивым гидом, проходим упрощенный досмотр и летим в китайский город Гуйлинь. Всего час в воздухе, и вот мы приземляемся на международном аэродроме, большом и современном, чистом и чётком в работе – как и три других китайских, которые нас принимали.
Семь часов вечера, но никаких проблем: нас встречает местный гид, ждёт автобус. Первое, что поражает по дороге - необычные горы: отдельно стоящие, с крутыми склонами, как гигантские надолбы, они создают совершенно непередаваемый пейзаж. Изъездив весь Союз и Европу, я каких только гор не видел, но подобное явление природы – только на фото, кажется, где-то в США или в Мексике.
Эти горы – отложения известняков, которым сотни миллионов лет, когда здесь ещё бушевал океан. Потом карстовые, легко выщелачивающиеся и выветривающиеся известняки ещё миллионы лет подвергались воздействию дождей, ветров, подземных вод, - и вот образовалось это чудо природы. Смеркается, и этот ландшафт с рельефом гор кажется причудливым, фантастическим. Недаром Гуйлинь считают «первым по красоте пейзажей районом Поднебесной». Эти пейзажи, одна из излюбленных тем китайских художников, особенно хороши в живописном сочетании гор с пятью чистейшими реками, особенно с протекающей в городе рекой Лицзян. Здесь снимались многие известные фильмы, в том числе западные. Здесь любили бывать и отдыхать императоры – в Гуйлине и сейчас можно видеть развалины бывшего дворца императоров династии Мин. Любят и нынешние чиновники и состоятельные люди. И сюда едут туристы со всего мира.
Гуйлинь основан в 214 году до новой эры и долгое время был центром Юго-Восточного Китая. В своё время был и центром провинции Гуанси. Ныне он, как самостоятельная административная единица со своим правительством, входит в Гуанси-Чжуанский автономный район. В пятимиллионном (с пригородами) городе проживает 36 нацменьшинств и этносов, составляющих 14 процентов населения, основные из них – мяо и яо. Сохраняемая государством их самобытная культура – тоже один из элементов особого интереса туристов к этому району Китая.
В различные времена регион был ареной знаковых исторических событий. В середине XIX века крестьянская армия тайпинов сражалась здесь против императорских войск и иностранного вторжения. В конце 1920-х годов в регионе были сформированы 7 и 8 корпуса Красной армии, сражавшиеся против гоминдановских войск. Политкомиссаром Красной армии в регионе был в то время молодой Дэн Сяопин, будущий «архитектор китайских реформ».
Вечер мы посвятили обустройству в гостинице Гуйлиня, столь же гостеприимной, как и в других городах, но особо запомнившейся отделкой деревом как холлов и ресторана, так и наших номеров. От этого было как-то уютней. Рано утром – завтрак, и вот мы уже едем в горы, в горный район Лушень, где живёт одна из ветвей одной из народностей Китая – «яо». Нашему уху трудно уловить, к примеру, разницу в названии этого района и горного курорта Луншэн, расположенного в пределах Большого Гуйлиня. Но и мы едем в район с идеальным для человека горным климатом. По пути присматриваемся из окна автобуса, сколь это возможно, к жизненному укладу китайского села, к её специфике. В этом нам помогают гиды.
Как город Гуйлинь явно скромней «приближённых» к столицам Сучжоу и Ханьчжоу, так и в пригородах его при выезде из города вдоль шоссе нет тех роскошных особняков, какие там. Проезжаем городок, в котором – скромные двухэтажные дома, как правило, с воротами мастерской или кладовой в первом этаже и жилыми комнатами – во втором. Редко где дома поинтереснее, с крышами в китайском стиле, на изогнутых коньках которых – традиционные драконы. Личных машин, судя по всему, здесь немного; зато мотоциклы и особенно велосипеды, очевидно, основной вид транспорта. Впрочем, в самом Гуйлине – то же самое, правда – много такси, и велорикши – тоже.
Подальше от просёлочной нашей дороги дома -ещё проще: простые двускатные крыши. Делянки, обсаженные полосами ягодных кустарников, в основном под огородами, заливные – под рисом. Реже – фруктовые сады. Часто у домов – небольшие птицефермы. Всё аккуратно, даже тщательно, но скромно, небогато.
На огородных делянках – много капусты, одного из, наряду с рисом, основных продуктов питания доброго миллиарда простых китайцев. Здесь выращивают сотни сортов этой культуры. Ей требуется много воды, в долине под Гуйлинем её достаточно. Как и для риса, к выращиванию которого китайцы относятся особенно трепетно.
Тем не менее, Китай по урожайности риса, традиционной для страны культуры, далеко не первый. Всех, как ни странно, опережает по этому показателю Саудовская Аравия, более чем вдвое превосходя урожаи Китая; затем – Египет – в полтора раза, и ещё несколько стран. По урожайности зерновых Китай вообще в середняках, но намного выше, чем Россия. Объективности ради нельзя не сказать, что и природные условия играют важную роль: южная для России житница Кубань – на широте северного для Китая города Харбина.
Наш автобус мчит со скоростью далеко за 80 по дороге узкой – только-только разминуться, но с идеально гладким асфальтом. Никаких светофоров. Неожиданно впереди – шлагбаум: оказывается, проезд по подобным дорогам бесплатный, но когда требуется их ремонт,- устанавливается шлагбаум, и с проезжающих машин собираются деньги. Очевидно, кто-то контролирует суммы сборов, а наёмным водителям компенсирует подобные расходы – этого узнать не удалось. В горах. Террасы чая (снимок - в туман и моросящий дождь).
По мере приближения к горам поля всё чаще – террасами: очень живописный ландшафт. Склоны всё круче, террасы – всё уже, и рис на них всё чаще уступает место чаю: в горных ущельях для него – самый благоприятный микроклимат. И вот мы уже в горах, где дорога изгибается по склону ущелья вдоль быстрой горной реки. Небольшая площадка на повороте дороги. Красивая большая беседка в китайском стиле. Туалет канализован, с упрощенными, но приемлемыми вполне для этой глуши условиями. Но какой вид вокруг! Немного разминаемся, «обстреливаем» фото, и - вперёд.
Дорога всё круче – «корму» автобуса на поворотах выносит за обрыв. Но вот, наконец, мы в небольшом посёлке. Точнее – ряд красивых трёх-четырёхэтажных деревянных домов справа от дороги, за ними – склон горы и несколько домиков на нём. Слева от дороги – ряд двухэтажных деревянных домов, за ними – спуск к речке и на той её стороне – тоже в шеренгу симпатичные трёхэтажные деревянные дома. Через речку можно переправиться по двум висячим мостикам. Высоко в горах
В первых этажах домов вдоль улицы – ряды магазинов с домашней и огородной утварью для местных, отдельно – с большим количеством самых разных сувениров работы местных народных умельцев для нас, туристов. Всего не перечислишь, но нельзя не запомнить прекрасные вышивки на кошельках и сумках; браслеты с чеканкой; вазочки и кувшинчики, искусно сделанные под старинные; различные шляпы и шапки, от широких ковбойских до складных китайских. Высоко в горах. Девушка народности мяо.
Кроме магазинчиков, сувениры предлагали местные девушки народности яо, одетые в яркие национальные костюмы с красивой вышивкой, а главное - с целыми «тюрбанами» на голове из собственных волос, уложенных спиралями: число этих витков – спиралей на голове – по числу детей у женщины. У девушек волосы уложены как-то по-особому. По просьбе наших гидов три девушки распустили волосы – они оказались длиной почти до пят.
В городке – «смена лошадей»: выше крутая и узкая дорога – не для нашего автобуса. Пересаживаемся в несколько микроавтобусов и едем в высокогорное село, откуда открывается ещё более потрясающий вид на вершины гор. Интересно, что маршрут туристам в эти экзотические места проложила в 1991 году группа израильтян, добравшаяся до деревни , где жили яо. Этот маршрут был включён в планы туристических фирм Израиля, а затем уже – всего мира. Для местных жителей, прозябавших в нищете, получение стабильного приработка явилось большим подспорьем, а со временем изменило весь уклад жизни: есть работа, проложена современная дорога, новые дома, а параллельно отвоёвываются у гор новые площади под сады, огороды, чай.
Побывав высоко в горах, получив заряд бодрости от чистейшего воздуха, познакомившись с экзотикой жизни интересного малого народа, мы в отличном настроении возвратились в Гуйлинь.
Здесь нас ждал настоящий сюрприз, не предусмотренный официальной программой. Тоня привезла нас в красивейшее здание Академии искусств, в котором, помимо прочего, - интереснейший музей китайской живописи.
Академия искусств







Причём, наряду с прекрасными образцами традиционной китайской живописи, мы видели и картины китайских художников маслом в классическом европейском стиле – очевидно, мастеров, обучавшихся в Европе или СССР.
Нам рассказали о технике китайской живописи, о технологии производства той особой бумаги, на которой творят художники: в её составе – бамбук, хлопок, рис. Рассказали о туши особого состава, на основе органических материалов. Тонко растирая и разбавляя тушь водой, художник может получить любой оттенок туши, вплоть до прозрачной. Главная тема китайских художников – природа: горы, растения, птицы, животные. Из растений излюбленное – бамбук, сосна.

Мы становимся свидетелями сотворения произведения: молодой художник демонстрирует нам весь процесс его создания. Сначала он решает общую композицию, слегка намечает контуры, затем начинает прорисовывать детали: стволы, листья бамбука и далее. Пользуется набором кисточек из натурального меха колонка, зайца и других видов особо мягкой пушнины. При нас создаётся картина. Здесь же можно приобрести произведения китайского искусства, и дороже, и дешевле, что мы и делаем.
Красивейшее место в Гуйлине – Гора Слонового хобота у места слияния рек Лицзян и Янцзян. Гора напоминает слона, как бы опустившего хобот в реку. Слоновая гора

Напротив горы за рекой - Остров любви, на котором – небольшой парк, в нём вдоль аллей - интересные современные скульптуры влюблённых пар. У подножия Слоновой горы – огромное каменное панно, рассказывающее легенду о происхождении горы – «заколдованного» слона – и научную «родословную» слонов, начиная с предков мамонтов. Здесь можно приятно провести время, сфотографировать местную молодёжь в ярких национальных костюмах, приобрести сувениры. Прямо напротив «хобота» Слоновой горы, с высокого берега острова, можно видеть на реке экзотические джонки рыболовов с их верными ручными птицами – бакланами, помогающими ловить рыбу
К этому интереснейшему действу мы ещё вернёмся в рассказе о городке Яншо. Здесь же – джонки с влюблёнными парами, джонки и кораблики с туристами – поменьше и побольше. В небольшом парке на острове - немало отдыхающих, и китайцев, и туристов.
Наша гостиница носит название Фубо. Она совсем недалеко от горы Фубо, расположенной буквально рядом с рекой Лицзян. Когда-то в древности здесь был буддийский монастырь. В экзотических гротах и пещерах, да и на поверхности горы – немало сохранившихся ценных изображений Будды и иероглифов, высеченных на скалах. У входа в пещеры – статуя Будды в окружении свечей, зажигаемых прихожанами: место, где был монастырь, свято для них. О бывшем монастыре напоминают огромный колокол весом 2,5 тонны и такой же огромный чан, в котором можно приготовить пищу на добрую тысячу едоков. Постоянно дежурит буддийский монах. Спустившись в пещеры, можно через них выйти на берег реки и здесь также увидеть наскальные надписи и изображения Будды.

В городе немало парков. Особенно интересны парк Сишань с его священными для буддистов пещерами и двумя сотнями наскальных изображений и барельефов; парк Цисин, где, кроме пещер, немало приятных беседок, памятников культуры, интересный 135-метровый Цветочный мост. Можно рассказывать бесконечно о горе Дусюфэн, в переводе «Гора необычайной красоты», в самом центре города. О красивых пагодах, омываемых водой, рядом с жилыми кварталами.
Нам посчастливилось побывать в знаменитых сталактитовых пещерах Лудиянь – Тростниковой флейты, получивших такое название потому, что в этой местности произрастает тростник, из которого делали с давних времён национальные духовые инструменты. В сталактитовой пещере

В огромных пещерах, искусно подсвеченных, перед зрителями открываются совершенно фантастические картины, созданные свечением сталактитов и сталагмитов самых причудливых форм и различных цветов. В меру своей фантазии, которой способствует мягко льющаяся отовсюду музыка, зритель видит перед собой различные картины и образы. Но есть одно образование из цепочки сталагмитов, которое называется «Нью-Йорк»: перед вами – контур длинного ряда небоскрёбов, отражающийся в воде небольшого озерца на дне пещеры.
В сталактитовой пещере. Цепочка сталагмитов "Нью-Йорк".
Красота города, необычность ландшафта, странные горы, завораживающие пещеры, чистейшая вода везде и всюду – всё это, в сочетании с безупречным сервисом, с приветливостью людей создаёт восторженное впечатление, но отличное от оценки других городов – настолько все они разные. В парке. Девушки народности мяо.
«Под занавес», после прощального ужина, выйдя из ресторана, мы дополнили свои познания о быте местных жителей, наблюдая, как съезжались гости к специальному залу торжеств на свадьбу, где, как нам сказали, ожидалось до 200 гостей. У подъезда на улице играл духовой оркестр. Жених, оба папы, подъезжавшие на машинах мужчины в весьма тёплый вечер были одеты в безупречные костюмы «с иголочки»: ни Джинс, ни маек – ничего подобного. Невеста – в белом гипюре. Мамы и гостьи – все в туалетах. Молодые и родители встречали гостей у входа. Открытые улыбки, никакой напыщенности. А какие цветы! В целом, почти европейская «классика» полвека назад, сейчас – не уверен.
Как и всю толпу «зевак», нас ещё и угостили вкусными конфетами – здесь так принято. Вряд ли породнившиеся семьи были из очень состоятельных: зал торжеств был, в общем, скромным. Значит, высок культ семьи, сохраняются традиции. Современная демократия здесь, похоже, лишь в повседневной одежде молодёжи. Пока в одежде, но не в причёсках, не в манерах. Даже в «продвинутых» Гонконге и Шанхае. Тем более в Гуйлине, но, похоже, ему это на пользу.
В Центре чая, у чайного столика
Неповторимые горные и речные пейзажи, необыкновенные пещеры, фантастические деревни в горных ущельях, талантливые люди - таким запомнился этот своебразный город Гуйлинь.

Михаил Ринский (972) (0)3-6161361 (972) (0)54-5529955
mikhael_33@012.net.il

Комментариев нет: